Чудотворную икону Иверскую передают на реставрацию

Так выглядит икона Иверской Богоматери сегодня

Нашу чудотворную икону из краеведческого музея в Вольске передают на реставрацию в мастерскую им. Грабаря. Обращаемся ко всем желающим поучаствовать в помощи ее реставрации. Вы можете прислать средства на счет монастыря с пометкой на реставрацию чудотворной иконы Иверской. В дальнейшем после реставрации предполагается ее возвращение монастырю и помещение в новом храме для поклонения верующих. 

Исторические сведения о чудотворной Иверской иконе из Вольского монастыря

(Выдержка из брошюры «Святыни Вольского Владимирского монастыря Саратовской епархии». Саратов. Типография Союза печатного дела. 1909 г. Стр. 6-11, приведённая в современной орфографии)

« < … > Вторая и самая досточтимая святыня обители — Иверская икона Богоматери. Интересна её история. Буйные шайки Пугачёва, некогда неистовствовавшие в сем крае, разорили однажды какой-то монастырь, из которого похитили три древних образа: Спасителя, Иверской и Тихвинской. Переходя из рук в руки, и составляя уже частное владение, святые иконы в XIX столетии были приобретены покупкою помещицы с. Берёзовка Петровского уезда Саратовской губернии и поставлены в её доме. Когда эта неизвестная теперь по имени госпожа лишилась зрения, то находила единственное утешение в молитве перед ним.

В это время в селе Мокром, что близ Петровска, в особом домике проживал глубокий старец Потап Васильев, своим благочестием снискавший себе уважение окрестного населения. Известен он был и слепой помещице берёзовской, которую время от времени навещал. В один из своих приездов он выпросил у неё Тихвинскую икону Богоматери, а по времени и Иверскую. Слепая и престарелая хозяйка с. Берёзовки, хотя и с грустью, но простилась с чтимою ею святынею. Новый владелец её задумал обновить святой образ, для чего и отвёз его в Саратов к известному ему иконописцу. Когда это было сделано, Потап Васильев перенёс поновлённую св. икону в дом одного саратовского купца и поставил в принадлежавшем ему маленьком домике в саду, где она и находилась в продолжении трёх лет. Между тем, Потап Васильев задумал украсить её медно-посеребрённою ризою, которую заказал в том же Саратове.

В это время в село Мокрое прибыли две послушницы — сборщицы на Вольскую общину, которым старец и сказал о своём намерении передать св. икону в их обитель, приглашая ехать за нею в Саратов. Отправление её к месту постоянного пребывания совершилось очень торжественно: толпы народа сопровождали Богоматерь, в своём честном образе шедшую к обители дев. Не доезжая обители, сборщицы отправили весть: Се Пречистая грядёт! И вот в один из сухих октябрьских дней 1873 года в сретение Небесной Гостье, за целых семь вёрст вышли: духовенство, начальница мать Еванфия, сестры и народ. С духовным торжеством понесли они образ Богоматери и поставили его в одном из углов соборного храма, где и стоял он до 1892 года, не пользуясь особым почитанием, и по своим громадным размерам — 3 на 2 аршина (или 215 см. на 140 см. соответственно — наше прим.), не имея даже места в иконостасе.

Приближался гнев Божий на Россию, и многие души имели быть внезапно позванными ко Господу. Наступало время холеры 1892 года, открывшейся в июле того года, а за два до того месяца, на праздник св. Николая, 9 мая, соборный храм обители наполнился благоуханием, и на глазах сестёр и богомольцев св. икона обильно покрылась какой-то влагою, которую собирали ватою и отдавали в благословение богомольцев. Замечено было, что с этого времени лики Богоматери и Богомладенца становились всё яснее и яснее. Неоднократное после того выделение чудесной влаги, сопровождавшееся благоуханием, огласилось по городу и окрестностям и начало привлекать сюда толпы богомольцев и просто любопытствующих, не доверявших возможности совершения во дни наши чудес. Последние со всех сторон осматривали икону, надеясь найти здесь разгадку: не есть ли это обман религиозного верования, употребляемый сестрами общины в целях обогащения? И не находя ничего подобного, удалялись с недоумением.

Скоро, однако, объяснилось почему Матери Божией благоугод-но было прославить свой образ. Когда разразилась холера, когда целыми десятками и сотнями стали ежедневно умирать люди, когда борьба с эпидемией становилась невозможной, тогда Вольские граждане толпами потекли в монастырь к образу Богоматери, приносили его в город, служили перед ним молебны, плакали слезами покаяния. Даже раскольники, столь фанатично относящиеся к православным святыням, оставили свою нетерпимость и просили о принесении св. иконы в их жилища. И Пречистая Дева в своём честном образе с раннего утра и до глубокой ночи шествовала по стогнам и домам устрашенного града Вольска, благодатно поднимая с одра смертного даже и таких, которые мучились в предсмертных конвульсиях. Её предста-тельством бедствие миновало город, и тогда, когда в окрестностях смертность достигала ужасающих размеров, в Вольске умирали только от естественных причин. С этого именно времени и началось почитание св. Иверской иконы Богоматери, а чудесное выделение влаги было замечаемо и после. Теперь ни один житель Вольска не предпринимает ничего более или менее важного предварительно не помолившись пред сим святым образом и не испросив благословения Матери Владычицы мира христианского.

Глубокое благоговение к Пречистой в 1900 году побудило Ели-савету Никандровну Поликарпову украсить Её образ весьма ценною (до 15 тысяч рублей) массивною, чеканною, с эмалью, сребропозла-щённой ризою, исполненной в мастерской одного из известных московских фабрикантов и представляющей собой верх искусства и изящества. В бронзово-позлащённой раме, защищённая громадным зеркальным стеклом, в резном, вызолоченном месте, за левым клиросом соборного храма, соблюдается эта св. и благоговейно почитаемая икона Всеблагой Вратарницы, двери райские верным отверзающей.<…> ».

Посмотрели: (155)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *